четверг, 19 октября 2017 г.

Сценарий занятия "По ступеням театра кукол. Изготовление кукол для настольного театра"

Предлагаем вашему вниманию разработку факультативного занятия для 2 класса.
Сценарий можно скачать на странице "Материалы для скачивания". Там же вы найдёте презентацию к занятию.

Тема занятия: По ступеням театра кукол. Изготовление кукол для настольного театра.
Цель занятия: познакомить учащихся  с настольным театром, научить детей поэтапному изготовлению авторской куклы настольного театра.

Задачи занятия:
- создать комфортную обстановку на занятиях, атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
- воспитывать бережное отношение к народному достоянию;
- развивать творческое воображение, глубину и гибкость ума, самостоятельность, инициативу;
- формировать интерес к искусству изготовления кукол,  декоративно прикладному искусству,  экспериментальных умений и навыков.

Оборудование: ширма, декорации, куклы, презентация «История театра кукол», материалы для изготовления кукол настольного театра.

Учитель
За ширмою артисты стали в ряд.
На сцене действием руководит Петрушка!
Живёт волшебник в каждом из ребят,
Ведь оживают в их руках игрушки.
-Мы начинаем занятие и приглашаем гостей и друзей погрузиться в волшебный мир театра кукол. Но не все гости собрались. Я слышу, что кто-то ещё к нам спешит! (музыка «Кто я», из-за ширмы появляется Дед Бородед)

Ученик (Дед Бородед)
Здравствуйте, ребята и гости! Я ничего не пропустил?
Учитель: Нет, Дедушка, ты как раз вовремя.
Учитель: Ребята,  каждое занятие мы начинаем  с артикуляционной  и пальчиковой разминки, чтобы выразительно  и внятно выговаривать все звуки в словах и разогреть наши пальчики для работы с куклами.  Сегодня разминку нам поможет провести Дед Бородед.
(дыхательная гимнастика)
Ученик (Дед Бородед)
1. Шёл, я к вам, ребята, по пыльной дороге.  Нужно мне сдуть с себя пылинки. (1вдох, 2-ой выдох)
2. В лесу я встретил своих приятелей, криворотых гномиков. Они пригласили меня на свой ДР. Первый гномик задувал свечку на торте так: (нижняя губа выставлена вперёд, вдох через нос, двойной выдох).
Второй гномик так: (верхняя губа выставлена вперёд, вдох через нос, двойной выдох).
Третий задувал свечу так: (губы направлены вправо, вдох через нос, двойной выдох).
Ну а четвёртый так: (губы направлены влево,  вдох через нос, двойной выдох).
3. Гномики просили передать для вас послание-скороговорку(на слайде):
На опушке в избушке
 Живут старушки-болтушки.
 У каждой старушки лукошко.
 В каждом лукошке кошка.
 Кошки в лукошках
 Шьют старушкам сапожки.
4. Позже к гномикам в гости пришли зайцы. (пальчиковая гимнастика)
Приходили зайцы,
Зайцы-побегайцы!
Коротышка, Торопыжка, Тришка, Тишка и Трусишка.
Кланялись нам зайцы,
Зайцы-побегайцы!
Коротышка, Торопыжка, Тришка, Тишка и Трусишка.
Мы погладим зайцев,
Зайцев-побегайцев:
Коротышку, Торопыжку, Тришку, Тишку и Трусишку.
Их за стол посадим
Да напротив сядем
Коротышки, Торопыжки, Тришки, Тишки и Трусишки.
Учитель: Пальчиковая гимнастика – это тоже вид театра. Как называется такой театр? (пальчиковый театр, артисты в нём – куклы на пальчиках).
Ученик (Дед Бородед): Ирина Игоревна, расскажите, как появился кукольный театр.
Учитель:  До сих пор неизвестно точно, как и когда появилась идея кукольного театра и кто показал первый в истории кукольный спектакль.
Первые упоминания о кукольном искусстве связаны с празднествами в Египте. Женщины ходили из деревни в деревню с песнями. Они в своих руках несли небольшие статуэтки и приводили их в движение с помощью веревочек.
Кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки и который перегорожен пополам по горизонтали. Артисты-кукольники бродили с ящиками по странам Европы. Для театра характерно обращение к устному народному творчеству. Со временем появились и декорации, они обозначали место действия.
А про то, какие виды кукольного театра распространены в других странах, тебе расскажут ребята.
Ученик 1:   На Руси ни одна ярмарка  не обходились без кукольного балагана и веселого, неунывающего Петрушки. Он появлялся над ширмой, здоровался с публикой, а затем начинались его приключения. Петрушка наказывал всех, кто его обижал, высмеивал жадность, обман, лживость. Характерные черты внешнего вида Петрушки — большой нос "крючком", смеющийся рот. Одежда состояла из красной рубахи, колпака с кисточкой.
Ученик  2:   В Китае, Индии, Турции и других странах Азии был распространен театр теней. В этом театре нет традиционных кукол и красочных декораций. В театре теней используется  большой полупрозрачный экран и плоские цветные марионетки. Ими управляют с помощью  тонких палочек. Марионетки прислоняются к экрану сзади и становятся видны.
 Ученик 3:   А в Японии традиционным был театр дзёрури.  Декорации для такого театра рисовались очень тщательно и реалистично. Куклы изготовлялись большого "роста" (100-130 см), у них двигались не только ноги и руки, но даже пальцы, глаза и брови. Управляли такой куклой сразу три кукловода, и чтобы добиться слаженной работы, они должны были тренироваться не один год.
Ученик 4:  Белорусский народный театр батлейка является одним из древнейших видов белорусского искусства. Оформлению батлейки придавалось большое значение. Батлейка украшалась цветной бумагой, геометрическими фигурками из соломы, бумаги, резьбой, вышивкой. Что касается кукол, то они также были разных видов. На территории Беларуси часто встречались  куклы на твердом стержне. Стержень и тело куклы обычно изготавливались из дерева, набивались ватой, тряпьем или бумагой. Размеры кукол обычно были в среднем 23-27см. Но встречались размеры и до 35см. Обычно такими делались отрицательные персонажи.
Учитель: Вот какая богатая история у кукольного театра.  Мы на предыдущих занятиях познакомились с плоскостным театром и научились делать кукол для некоторых видов плоскостного театра. Давайте вспомним.
Ученик 5:  Театр на фланелеграфе. Сцена нашего театра – это  доска, обтянутая фланелью, на которую по типу аппликации крепятся вырезанные фигурки.  Куклы для этого театра делаются из бумаги, а на обратную сторону клеится бархатная бумага. Это позволяет кукле удерживаться на фланелеграфе.
Ученик 6:  Театр картонных кукол на палочках. Кукла для нашего театра делается из картона, а с обратной стороны к ней крепится палочка. Кукловод с помощью палочки передвигает куклу. Для такого театра используется настоящая ширма.
Учитель: Ширма очень важна в театре кукол. Ведь она прячет кукловода и создаёт иллюзию, что движутся самостоятельно. Давайте представим, что мы с вами куклы-марионетки. (Пластический этюд «Марионетка»)
-Что общего у тех кукол, которых мы изготавливали? (они плоские)
Сегодня мы познакомимся ещё с одним видом плоскостного театра – настольным театром.
-Как вы думаете, где будет размещаться этот театр? (на столе)
Учитель: Первые настольные кукольные спектакли возникли 200лет назад. Любительские кукольные представления проводились и в доме парижского журналиста Луи Лемерсье де Невилля. У него заболел маленький сын. Желая его развлечь, он вырезал из журналов несколько лиц знаменитых людей, наклеил их на картон и сочинял от их лица смешные диалоги. Сын выздоровел, но журналист не бросил это занятие и стал показывать свои импровизации с плоскими куклами друзьям и знакомым. Позже такие домашние спектакли стали проходить всё чаще. Куклы достаточно простые: они представляют собой плоскую картинку, приклеенную к подставочке-трубочке или подставке-кубику.
Учитель: сегодня мы будем изготавливать авторских плоскостных кукол для настольного спектакля. Что это будет за спектакль, вы узнаете позже.
Работать вы будете в парах. Каждая пара изготовит персонажа либо элемент декорации к спектаклю. Давайте вспомним, как мы должны работать, чтобы остаться довольными результатом.
Основные этапы работы:
1. Выкладываем все элементы.
2. Выбираем элементы, необходимые для работы.
3. Оформляем плоскую часть куклы (декорации), приклеиваем детали.
4. Делаем подставки-трубочки.
5. Прикрепляем куклу (декорацию) к трубочке.
6. Любуемся результатом работы
(изготовление кукол в парах)
(куклы и декорации размещаются на столе)
- Так какой же спектакль мы с вами сыграем на следующем занятии? Конечно, это всем известная сказка «Три поросёнка».
Учитель: Дед Бородед, я вижу, что ты к нам пришёл не с пустыми руками. Что же ты принёс в своём волшебном мешке?
Ученик (Дед Бородед): Конечно новую сказку. Сказка «Битый небитого везёт»
(учащиеся показывают представление)
Заключение(после спектакля)
Учитель:
Спектакль окончен.
Видеть странно,
Как из-за ширмы, все в огнях,
Встают артисты-великаны,
Держа артистов на руках.
(песня «Где водятся волшебники»)
Учитель: Дед Бородед, тебе понравилось у нас в гостях? А давай мы узнаем, понравилось ли ребятам сегодняшнее занятие. У каждого на парте лежат личики с  разными эмоциями. Выберите, какие эмоции преобладали у вас на занятии и разместите подходящее личико в зрительном зале на плакате. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий